ШАХМАТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Специалисты утверждают, что современный человек должен обладать: самостоятельностью и критичностью мышления; умением мыслить как логически, так и творчески; развитой интуицией; умением концентрироваться; цепкостью, последовательностью в достижении поставленной цели; выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения; отличной памятью; умением планировать, анализировать, контролировать; самодисциплиной и самоконтролем; уважением к чужому мнению; развитой фантазией и воображением; умением ценить красоту мысли; способностью бороться до конца и не падать духом в критических ситуациях. Все эти качества можно воспитать посредством шахмат.

Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальная деятельность, в которой есть определенные художественные свойства и много элементов научного.

Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: способ упражнения и развития отдельных свойств человеческой личности.

Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Для отдыха старшекласснику В.Л. Сухомлинский советовал шахматную игру: «Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль».

Шахматы способствуют становлению личности, росту кругозора человека, активизируют его участие в общественной жизни коллектива. Развивается познавательная активность и самостоятельность учащихся, способность принимать оптимальные решения в самых различных ситуациях, а это требует повышенного внимания, хорошей памяти, избирательности в оценке разнообразных факторов, высокой ответственности, культуры и дисциплины мыслительной деятельности.

Шахматы вырабатывают у детей прилежание и усидчивость. Специалисты понимают, что шахматы дают детям очень много и в психологическом, и в интеллектуальном плане. Это самоконтроль, дисциплина, умение составить план действий в трудной ситуации, наконец, чувство уважения к товарищам и соперникам.

Кроме тренинга разных сторон мышления, игра в шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина. Игры в шахматы способствуют формированию таких качеств личности, как выдержка, воля, без которых невозможно продуктивная деятельность человека даже при наличии высоких умственных способностей. Шахматы - это модель для развития способностей действовать в уме.

Анатолий Карпов подчеркнул «шахматы могут ненавязчиво многому научить», например, контролю за временем, анализу, планированию, прогнозированию и самодисциплине. У ребенка развиваются чувство ответственности. Древняя игра оказывает влияние на тех личностных качеств ребенка, которые крайне необходимы в современном мире. Например, вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы также приучают' детей к микрострессам, ибо каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Общеизвестно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, делают прекрасную карьеру.

Более того, шахматы полезны и с медицинской точки зрения. Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий в кружке он постепенно избавляется от этих недостатков.

Шахматы как интеллектуальная игра влияют на формирование и развитие произвольности всех психических познавательных процессов. Так, например, внимание проявляется в любой сознательной деятельности людей. Без него невозможны полноценное учение, глубокое усвоение сообщаемых знаний. Внимание - это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека.

Различаются три вида внимания, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. Произвольное внимание носит отчетливо выраженный, сознательный, волевой характер и наблюдается при сознательном намерении выполнить какую-либо деятельность. Его формирование, согласно Л.С. Выготскому, начинается с указательного жеста взрослого, организующего внимание ребенка с помощью внешних средств. Гели деятельность увлекает человека, происходит переход к послепроизвольному вниманию, и волевых усилий уже не требуется.

Именно шахматы способствуют развитию таких видов, как произвольное и послепроизвольное внимание. Когда ребенок играет в шахматы, он с усилием волн следит за всеми ходами, которые совершаются на шахматной доске, таким образом, проявляется произвольное внимание. Затем, игра начинает увлекать ребенка, тогда происходит переход от произвольного внимания к послепроизвольному.  Шахматы имеют огромное значение для развития основных свойств внимания: устойчивости, концентрации, распределения, объема и переключения. Играя в шахматы, ребенок постоянно раскрывает в предмете восприятия все новые ходы, новое содержание, одновременно воспринимаются два и более действия, что помогает ученику преодолевать свою неорганизованность и недисциплинированность.

Игра в шахматы является одной из технологий развития словесно-логического мышления. Мышление отказывается от оперирования предметами целиком и переходит к мысленному оперированию актуальными в каждом данном случае свойствами. Процесс решения ходов в шахматах, в свою очередь, включает- в себя постановку проблемы. И это требует больших умственных усилий, чем ее последующее разрешение. Именно в шахматах проявляется эвристический поиск определенного решения, и это превращает процесс мышления в творческий акт. В организации учебного процесса основной задачей является создание условий для эмоционального комфорта ребенка, развитие его интеллектуальных способностей, уважение его индивидуальности и его интересов.

Ноль шахмат в развитии качества мышления, следовательно, и качества жизни, подчеркнута великим педагогом-практиком В.А. Сухомлинским: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Практика работы В.А. Сухомлинского получила всеобщее признание в наши дни. Гак, отечественные новаторы высказали предположение, что основной развивающий потенциал несет не сама шахматная игра, а четко структурированный процесс обучения ее основам. Тогда в прессе появились новые аргументированные материалы о пользе шахмат. Например: развитие не поддается точному расчету, что предопределяет ею колоссальные интеллектуальные ресурсы; необходимость принятия ответственных решений при ограниченности ресурсов, учете действий соперников, жестко фиксированном времени па игру - это хорошая модель для управленческой деятельности; первенства мира среди школьников проводятся в сети Интернет, что является базовой основой международного общения будущих поколений.

В Якутии происходя! прогрессивные процессы, направленные на развитие личности ребенка. В последние девять лет шахматы в республике Саха (Якутия) получили новый импульс в своем развитии. 13 республике государственная политика но развитию шахмат начата летом 2000 года первым Президентом PC (Я) М.В. Николаевым.

В школах республики объявлен шахматный всеобуч. В начальных классах введены уроки шахмат. Проводились республиканские детские шахматные Олимпиады. Открыта шахматная школа А. Карпова. Проводился 1-ый республиканский шахматный конгресс. Повышается мастерство юных шахматистов.

В нашей, Чурапчинской средней общеобразовательной школе № I, введены уроки шахмат в 5-6 классах, работает школьный шахматный кружок. Дети участвуют и занимают призовые места в республиканских турнирах. Школа начинает работать по проекту «Воспитание юною поколения посредством шахмат» и ожидает следующие результаты:

Активизация участия детей в общественной жизни коллектива.

- Рост общею кругозора учащихся.

11овышенис качества образования, что поможет решению проблемы школы.

Формирование умения действовать в уме не только при игре в шахматы, но и в других сферах деятельности.

Выделение и отбор потенциально перспективных шахматистов, путей и способов их дальнейшей специализации.

- Массово вымести детей школы на шахматные турниры и чемпионаты и школьников республики.

Проявление детьми морально-психологической стойкости к негативному информационному давлению в телевидении, видеофильмах, неорганизованных тусовках.

Способность принимать самостоятельное решение по всем проблемам.

- Умение планировать, анализировать, решать многоходовые задачи позволит развить управленческие качества.

Необходимо повышать шахматную культуру, что. несомненно, скажется и на общей культуре в целом. Диапазон воздействия со стороны шахмат на различные сферы деятельности велик. Нужно стимулировать интерес к шахматам. Они должны быть максимально приближены к учебному процессу.

Шахматы могут непосредственно влиять на интеллектуальное развитие личности в нынешнее время, подготавливая подрастающее поколение к успешной жизнедеятельности